МТС превзошла конкурентов по темпам роста выручки от мобильного интернет-доступа

МТС начала пожинать плоды активного строительства 3G-сети. Ее доходы от мобильной передачи данных растут быстрее, чем у конкурентов, еще немного — и она догонит «Мегафон».

Выручка МТС от передачи данных выросла в I квартале 2013 г. на 37,1% к уровню годичной давности и достигла 10,1 млрд руб., говорится в отчете компании. У конкурентов доходы от мобильного интернет-доступа росли гораздо медленнее: у «Мегафона» — на 22,5% до 10,5 млрд руб., у «Вымпелкома» — на 30,6% до 7,2 млрд руб.

Вот уже пять с лишним лет как лидером российского рынка мобильной связи по выручке от передачи данных является «Мегафон». Начало строительства сетей третьего поколения (3G) в России совпало с финансовым кризисом, и «Мегафон», в то время еще не плативший дивидендов и почти не бравший кредитов, оказался в лучшей форме, чем конкуренты, вынужденные серьезно сократить инвестиционные программы. Он воспользовался этим преимуществом для активного строительства 3G-сети и скоро обогнал конкурентов в сегменте мобильного интернет-доступа. Лишь к концу 2012 г. МТС превзошла «Мегафон» по числу базовых станций 3G — 28 500 и 28 000 соответственно. Это сказалось и на доле рынка по доходам от мобильной передачи данных: если в I квартале 2012 г. «Мегафон» был безусловным лидером в «большой тройке» с 40% (у МТС было 34,3%), то в январе — марте 2013 г. их доли почти сравнялись — 37,8 и 36,3% соответственно. Доля «Вымпелкома» за год практически не изменилась, увеличившись с 25,7 до 25,9%.

Доходы от мобильной передачи данных — один из основных ключевых показателей эффективности, по которым оценивается сейчас работа руководства МТС. МТС намерена приобщить к использованию data-сервисами большую, чем конкуренты, долю абонентов, а также добиться самого высокого уровня проникновения смартфонов в своей сети.

«Мегафон» все еще заметно опережает конкурентов по выручке от передачи данных. Рынок растет двузначными темпами ежегодно, увеличивается и количество пользователей, поэтому удерживать стабильно высокие темпы роста не всегда возможно.

А «Вымпелком» совершает беспрецедентные капвложения в сеть передачи данных в этом году: инвестиции будут самыми крупными за последние 10 лет. Разрабатываются и новые маркетинговые предложения. Качество подключаемых абонентов и то, насколько активно они используют дополнительные услуги, зависит еще и от масштабов собственной розничной сети оператора, замечает Айбашева. У «Вымпелкома» розница пока небольшая (более 500 салонов против 4400 у МТС и 3600 у «Мегафона»), но к концу лета он намерен довести количество брендированных салонов до 1200.

Не все финансовые показатели МТС оказались положительными — квартальная чистая прибыль сократилась на 17% до 13 млрд руб. Причиной стали главным образом курсовые разницы. Переоценка долгов, номинированных в долларах, уменьшила прибыль МТС на 1,48 млрд руб., тогда как в I квартале 2012 г. компания, наоборот, получила 5,42 млрд руб. прибыли от курсовых разниц. Чистая прибыль — показатель бумажный, а в остальном МТС показала небольшой рост.

На показатель чистой прибыли часто влияют разовые факторы, но новая дивидендная политика МТС привязывает выплаты акционерам не к прибыли, а к чистому денежному потоку. Правда, свободный денежный поток группы МТС в I квартале 2013 г. тоже несколько сократился (на 2,2% до 23,9 млрд руб.).

Акции МТС в пятницу подорожали на 2,98%.