Все новостиИнвестидеиЭкспертизаКомпанииРынкиМы

«Яндекс» купил сервис The Question. Почему это позитивная новость для инвестора

«Яндекс» купил 100% кипрскую Znanie Company, которая владеет интернет-платформой TheQuestion. TheQuestion — это сервис, на котором пользователи могут задать вопрос на любую тему и получить ответ — как от рядовых пользователей, так и от отраслевых экспертов и компаний.

Условия и стоимость сделки не разглашаются. Сотрудники нескольких интернет-компаний, опрошенные «Ведомостями», оценивают ее в несколько миллионов долларов.

Сервис основан бывшей журналисткой радиостанции «Эхо Москвы» Тоней Самсоновой в 2015 году. За четыре года его пользователи ответили на 700 тыс. вопросов, а ежемесячная аудитория выросла до 10 млн посетителей. По данным аналитического сайта SimilarWeb, в феврале сайт посетили 14 млн пользователей. Для пользователей сервис бесплатный. Зарабатывает он на партнерских контрактах, а именно на продвижении экспертов компаний: эксперты отвечают на вопросы своих клиентов и рассказывают о себе.

«Яндекс» объединит TheQuestion с собственным аналогичным сервисом «Яндекс.Знатоки», который появился позже проекта Самсоновой. Ответы «Яндекс.Знатоков» отображаются в поисковой выдаче «Яндекса». Теперь там появятся и ответы участников сообщества TheQuestion.

Зачем «Яндексу» TheQuestion

В качестве эффективного средства увеличения посещаемости и выручки от рекламы (в сервис TheQuestion внедрена баннерная реклама, а около 80% совокупной выручки «Яндекса» формируется за счет рекламы), а также в целях защиты своей доли на поисковом рынке от Googe.

Как объясняет главный редактор сайта о российском интернет-бизнесе Roem.ru Юрий Синодов, существенную часть результатов выдачи любого современного поисковика составляют ссылки на информационно-развлекательный контент. Годы назад поставщиком ответов на эти вопросы была «Википедия», без присутствия которой в выдаче теперь не обходится почти ни один информационный запрос и подавляющее большинство коммерческих.

Поисковик, который в своей выдаче не будет давать информацию типа википедийной, по мнению Синодова, пользователем будет восприниматься как неполноценный. При этом у «Википедии» есть один принципиально неустранимый недостаток с точки зрения «Яндекса» и любого другого поисковика: она не покупает трафик и аудиторию, и никакой пользы для «Яндекса», кроме как удовлетворения любопытства пользователей, при направлении трафика на «Википедию» нет. «Но если начать направлять людей на TheQuestion с хотя бы чуть-чуть подходящими вопросами и ответами, то будет DAU (приток посетителей в день), MAU (приток посетителей в месяц), вовлечение и выручка. Таким образом TheQuestion займет место рядом с «Википедией» (а то и вместо) в SERP (это интернет-страница, сгенерированная системой поиска в качестве ответа на пользовательский запрос) с одним существенным отличием — «Яндекс» на этих переходах будет зарабатывать больше и прямо сразу», — пишет Синодов.

Стоит ли покупать бумаги «Яндекса»

В октябре прошлого года бумаги оказались под сильным давлением на новостях о возможной продаже компании Сбербанку: в день появления новости, 19 октября, котировки акций компании на Московской бирже в течение дня обвалились на 20%, до 1790 руб. за бумагу. Но впоследствии эта информация была опровергнута, котировки выправились и 6 марта достигли годового максимума (2396 руб. за бумагу, прирост с начала года составил 23%). На данный момент они держатся вблизи этого уровня (2355 руб. за бумагу по итогам закрытия основной сессии Московской биржи 12 марта).

Бумаги «Яндекса» обладают двузначным потенциалом роста к текущей цене, считают аналитики «Фридом Финанс».

Если не считать новости о Сбербанке, акции компании в 2018 году показывали в основном рост. У компании был удачный год. Чистая прибыль по МСФО без учета «Яндекс.Маркета» (ключевые финансовые показатели приводятся без учета «Яндекс.маркета», поскольку в апреле 2018 года на его базе было создано совместное предприятие в сфере онлайн-коммерции со Сбербанком) выросла относительно 2017 года более чем вдвое, выручка — на 41%, EBITDA — на 45%, рентабельность скорректированной EBITDA составила 31,5%.

Около 80% совокупного дохода пришлось на выручку от интернет рекламы. В 2018 году она выросла на 22% год к году, до 101 млрд руб., причем темпы роста по сравнению с приростом в 2017 году ускорились на 2 процентных пункта. Свыше 76% рекламной выручки приходится на площадки «Яндекса» (веб-сайты, их версии для мобильных устройств, мобильные приложения, смарт-ТВ и так далее), остальное — на рекламные сети «Яндекса».

Помимо рекламной выручки «Яндекс» активно наращивает доходы от прочих услуг. Так, в 2018 году доля нерекламных доходов в структуре общей выручки выросла на 10 процентных пунктов, до 20%. Основная доля нерекламной выручки приходится на сегмент такси. Выручка от этого сегмента выросла почти вчетверо. На рост повлиял в том числе запуск каршерингового сервиса «Яндекс.Драйв».

В 2019 году, по оценкам «Яндекса», в 2019 году совокупная выручка компании должна увеличиться на 28–32%, а выручка сегмента «Поиск и портал» (включает в себя рекламные доходы) — на 18-20%.


Поделиться этой статьей


Рекомендуем обратить внимание

Оставьте ваш
номер телефона,
и мы перезвоним
в течение минуты.
Позвоните мне!
Оставьте ваш
номер телефона,
и мы перезвоним
в течение минуты.
Позвоните мне!
Оставьте свой номер и мы перезвоним Вам через минуту
Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте
Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook
Начать чат с оператором
1