От магазина до кофейной империи: как строилась Starbucks

Небольшой магазин, расположенный  на всем известном рынке  Pike Place Market в Сиетле, был открыт в 1971 и получил название Starbucks в честь персонажа из романа Германа Мелвилла «Моби Дик». Тогда никто и подумать не мог, что магазинчик, занимающийся продажей кофе из свежеобжаренных кофейных бобов, станет целой империей, насчитывающей около 25 тысяч заведений, получающей миллиарды годовой выручки и завоевавшей сердца кофеманов по всему миру.

Как все начиналось

История Starbucks берет начало с 1971 года. Решив организовать собственный кофейный бизнес, два учителя Джерри Болдуин, Зев Сигл и писатель Гордон Боукер открыли магазин по продаже свежеобжаренных кофейных зёрен. Заведение получило название Starbucks,оформление в морском стиле и логотип с сиреной (который позднее изменит первоначальный коричневый цвет на всем известный и узнаваемый зеленый). 

Дела предпринимателей пошли в гору. И в 1982 году  Говард Шульц (Howard Schultz, исполнительный директор Starbucks) присоединится к компании в качестве директора по маркетингу. Интересно, что изначально компания не хотела расширяться. Однако, спустя год после работы в Starbucks, Шульц побывал в Италии, откуда вернулся под большим впечатлением: итальянские кофейные традиции буквально покорили его. Тем не менее, концепция кофейни и идея сделать Starbucks местом,  куда приходят с друзьями, чтобы насладиться вкуснейшим кофе, не нашла поддержки среди основателей, и Шульц покинул Starbucks, чтобы воплотить свою задумку. 

Основав собственную сеть кофеен под названием II Giornale в 1985 году, Говард Шульц  выкупит у основателей Starbucks и присоединит его к своей компании через 2 года. Это будет переломный моментом в истории знаменитой сети кофеен. Теперь Starbucks станет таким, каким мы знаем его сегодня.

Кстати, объединить два бизнеса в одну компанию и сохранить название «Starbucks» Говарду Шульцу  посоветовал основатель Microsoft Билл Гейтс, который станет впоследствии первым инвестором Starbucks. 

На пути к успеху

В 1987 Starbucks насчитывал 17 заведений. Через 5 лет будет завершено первое публичное размещение акций компании на бирже, а количество кофеен достигнет уже 165.

Сохранить свою уникальность – вот, что стало главным для Starbucks в период быстрого роста компании. Как только идея кофейни, которая готова встретить вас свежезаваренным кофе и приятной атмосферой, стала набираться популярность, практически везде стали открываться похожие заведения. И тут Starbucks сделала ставку на особое позиционирование, изменив формат кофеен. Увеличив площади, отказавшись от барных стульев и заменив их на небольшие столики, Starbucks стал позиционировать себя как лучшее место для общения и встреч. Теперь Starbucks – это не просто кофейня, где можно побаловать себя вкусным кофе, это место встречи для посетителей с хорошим вкусом и манерами, образованных и  желающих провести время в спокойной и непринужденной обстановке. 

Конкуренция – не единственное, с чем столкнулась компания в период развития. Высокое качество продукции было одним из основных преимуществ Starbucks. Однако с ростом сети расширялся и ассортимент, сохранять качество которого было все сложнее. 

Например, однажды Starbucks столкнулась с проблемой сохранения качества кофе. Вопрос состоял в том, что привозимый в двухкилограммовых пакетах кофе в течение 7 дней  терял свои первоначальные свойства, его качество и вкус ухудшались. Starbucks нужно было решить: либо использовать весь запас в течение недели (что совсем нереально для дорогих и уникальных сортов), либо придумать другой способ сохранения качества. И тут компания нашла выход. В  Starbucks  создали технологию, в результате которой получался порошковый, растворимый кофе, который по своим свойствам был максимально приближен к натуральному. Тем самым, компании удалось, не увеличивая затраты, сохранить качество кофе, которое уже так полюбилось огромному количеству посетителей. 

Starbucks продолжает удивлять

Огромное количество подобных интересных и необычных историй о знаменитой сети кофеен можно найти на просторах Интернета.

Вы удивитесь, но в Starbucks позаботились и о том, чтобы дневной свет не мешал посетителям, а лишь дополнял их  непринужденное времяпрепровождение за чашечкой любимого Латте. Именно поэтому входная дверь в помещениях Starbucks никогда не обращена на север, а только на восток или юг. 

Успех Starbucks во многом определяется индивидуальным подходом к каждому клиенту. Компания действительно заботиться о том, чтобы приходя в кофейню, вы чувствовали себя комфортно и непринужденно, ощущали, что здесь ждут именно вас. Согласитесь, в такое место вам захочется возвращаться снова и снова.  И Starbucks с этим точно справляется. Всем известные надписи с  именем на стаканчиках, несомненно, располагают клиентов. Да и сами стаканчики с привлекающим внимание дизайном уже стали отдельным атрибутом, который может приобрести каждый желающий.

Особая атмосфера, царящая в знаменитых кофейнях, - вот, что заставляет любителей кофе возвращаться в Starbucks снова. 

А что сейчас?

С момента основания Starbucks прошло уже больше 45 лет. Starbucks сегодня – это настоящая империя, насчитывающая более 25 тысячи заведений в 75 странах. Годовая выручка компании достигает $20 млрд, а капитализация составляет почти $80 млрд.

Сегодня сеть кофеен предлагает своим посетителям не только кофе (ассортимент которого вам придется долго изучать), а также различные чаи, коктейли, вкуснейшие пирожные, оборудование для приготовления кофе и чая, кружки и аксессуары, подарки и многое другое. Starbucks  включает в себя другие, уже ставшие  популярными бренды: Seattle’s Best Coffee, Teavana, Tazo и пр.

Компания продолжает наращивать обороты и не боится рисковать, завоевывая новые рынки. Особенно активно Starbucks развивается в Китае – стране, где традиционным напитком является чай(!), а не кофе. Тем не менее, количество заведений Starbucks и показатель продаж на азиатском рынке постоянно растет. Неудивительно, ведь рушить стереотипы – это точно в духе Starbucks.

Кофе – напиток, сделавший небольшой магазинчик в Сиетле империей, покорившей целый мир. Сегодня мы уже не сможем представить своего дня без чашечки любимого кофе, а значит история Starbucks, длинною в 46 лет – это только начало.

Татьяна Смирнова, инвестиционный аналитик Freedom24.ru




Поделиться этой статьей


Оставьте ваш
номер телефона,
и мы перезвоним
в течение минуты.
Позвоните мне!
Оставьте ваш
номер телефона,
и мы перезвоним
в течение минуты.
Позвоните мне!
Оставьте свой номер и мы перезвоним Вам через минуту
Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте
Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook
Наш бот в Telegram
Установите наше приложение для iPhone
Начать чат с оператором
1