Акции операторов связи

История телекоммуникационной отрасли в России началась в 1991 году, в Санкт-Петербурге, где впервые позвонили с сотового телефона. На тот момент ничто не предвещало популярности мобильных телефонов и услуг сотовой связи, и несколько лет они были доступны только обеспеченным людям. Ситуация изменилась с переходом на стандарт GSM. Вскоре операторы фактически отказались от продаж сотовых телефонов – этим занялись сторонние компании, а к концу столетия появились первые лидеры на рынке мобильной связи.

Свою роль в развитии рынка сыграли и политики. В частности, благодаря Леониду Рейману, министру связи, с 2000 года отменили обязательные разрешения на использование мобильных телефонов. Только через 6 лет большая часть операторов внедрили практику бесплатных входящих.

Именно с 2006 года началось бурное развитие и рынка мобильных устройств, и собственно самой телекоммуникационной отрасли. Еще в 2000 году телефонами владели 1,4 миллиона человек (большей частью – жители Москвы и Санкт-Петербурга). В 2011 на каждого жителя России приходилось по 1,5 сим-карты.

С 2011 года стало ясно, что отрасль нужно выводить на новый уровень и предлагать пользователям новые услуги. Вскоре так и сделали: многие мобильные операторы стали и интернет-провайдерами в полном смысле этого слова. Теперь в МТС или Ростелеком можно подключить не только мобильный, но и кабельный интернет. Это дало новый толчок к развитию отрасли.


Расти некуда?


За 25 лет существования телекоммуникационной отрасли в стране рынок сотовых услуг охватил фактически всех граждан России, а зона покрытия – всю территорию, за исключением практически ненаселенных местностей. Мобильные операторы вытеснили стационарную телефонную связь. И пошли дальше – в 2010-х годах начались процессы слияния и поглощения. Развернулась нешуточная борьба, по итогам которой выделились три лидера: Мегафон, МТС и Ростелеком (в связке с «Теле 2»).

Казалось бы, ситуация безнадежна: крупнейшим игрокам остается соревноваться друг с другом тарифами, качеством сервиса, вложениями в рекламные кампании, все больше и больше снижая доходы и повышая расходы. Но не все так просто: телекоммуникационная сфера растет быстро, и новая технология может решить судьбу рынка за один день. Свою роль играет и политика операторов: несмотря на антимонопольные законы, лидеры могут сдерживать цены на связь. А значит, и доходы.


Инвестиции в телекоммуникационную сферу: особенности и преимущества


Акции операторов связи появились на биржах в разное время и в разные эпохи. Первопроходцем стал МТС, выпустив ценные бумаги в 2000 году. Объединенный Ростелеком провел IPO в 2011 году, а следом – и Мегафон. Несмотря на то, что первые акции телефонных компаний доступны больше 16 лет, это молодая отрасль, которой еще предстоит развиваться.

У инвестора есть все шансы заработать:

  1. Рынок телекоммуникационных услуг в России уже сложился, появились лидеры (а в какой-то мере и монополисты). Риск, что один из этих лидеров исчезнет (например, обанкротится), минимален. Вероятнее слияние или поглощение.

  2. У отрасли огромные перспективы на фондовом рынке: по большому счету, акции стали доступны недавно.

  3. Сама сфера, как и IT, развивается быстро. Новая технология или услуга может подтолкнуть рынок к дальнейшему развитию.

  4. Текущие котировки акций телефонных компаний находятся на весьма умеренном уровне. Даже если не произойдет резкого скачка цен, получить доход, купив акции сейчас, можно.

У российских инвесторов выбор невелик. Так, вложиться в акции американских телекоммуникационных компаний непросто: в США ограничили долю иностранных инвестиций в этой отрасли. Похожие ограничения есть и в ЕС, и в Китае. В России над подобными правилами задумались недавно.